Когда мы читаем или видим по телевизору новости о произошедших случаях на дорогах, то обычно узнаем о ДТП с тяжелыми последствиями для автомобилей или пассажиров. Статистика подтверждает, что на наших дорогах опасно. Но все не так жутко, как подают информацию журналисты. Во многих авариях машинам наносятся незначительные повреждения. Водители все равно испытывают сильный стресс. Как не растеряться и правильно действовать при аварии?
Основные действия
Первый шаг — постарайтесь успокоиться. При аварии люди ведут себя по-разному. Кто-то начинает суетиться и выяснять отношения с другими участникам ДТП, кто-то, наоборот, «уходит в себя». Всем важно «остыть», чтобы не наделать ошибок при оформлении происшествия. Потому что тогда будет сложно мирно решить все вопросы и получить компенсацию.
К следующему шагу переходите, когда пройдете первый. Но не затягивайте его надолго, действовать надо быстро. Сначала сделайте безопасным проезд для проезжающих автомобилей. Для этого нужно включить аварийку и установить на дороге перед местом происшествия знак аварийной остановки. Кто-то из людей получил травму? Ему надо оказать помощь и при необходимости вызвать скорую помощь. Не передвигайте автомобили, их элементы (вроде отвалившегося номерного знака) или предметы, имеющие отношение к ДТП.
Сфотографируйте место события, повреждения машин и полис другого участника ДТП, запишите контактные данные других участников и свидетелей происшествия. Эта информация поможет добиться справедливости от участников происшествия, страховой компании, правоохранителей. Если дело дойдет до суда, без этих данных будет сложно отстоять свои права.
Затем происходит оформление события: с привлечением полиции или без нее — по европротоколу. На этом — третьем — шаге большинство водителей предпочитает первый вариант. Патрульные приезжают на вызов, оценивают ситуацию и составляют протокол о ДТП. Этот документ во многом повлияет на дальнейший ход событий. Так что проследите, чтобы патрульные объективно описали в нем аварию, ее последствия и без ошибок составили схему аварии.
Что говорит нам статистика?
По данным МТСБУ, в 2016 году в 15% ДТП водители уладили конфликт на месте по европротоколу. При выборе этого метода также будьте осторожны с заполнением документа: в протоколе не должно быть ошибок и исправлений. При их наличии страховщик может заупрямиться выплачивать компенсацию.
Наконец, виновнику надо посетить свою страховую компанию в течение 3 рабочих дней для подачи письменного заявления о ДТП. Там можно узнать, как происходит процедура выплаты по ОСАГО и какие документы для этого нужно подготовить. Если у виновного нет полиса ОСАГО, пострадавшему надо обратиться в Моторное бюро — оно компенсирует ущерб (а потом может взыскать его с виноватого). Контакты этой организации, расположенной в Киеве, легко найти в интернете.
На месте аварии водителям не надо срочно звонить своим страховщикам по ОСАГО. Это актуально только для тех, у кого есть КАСКО и они хотят получить компенсацию по такой страховке: быстро, без длительных разбирательств и т. п. Некоторые страховые возмещают убытки по КАСКО за пару недель, а по ОСАГО выплаты иногда затягиваются на месяцы. Некоторые компании тянут с выплатой по полгода, хотя по законодательству на эту процедуру отведено 90 дней после решения суда. Если соблюдать все формальности и проявить активность, а также застраховаться в надежной компании — с выплатами не будет таких длительных задержек.