Законодательство об обязательном автостраховании отличается завидной динамичностью. Но, в отличие от других направлений законотворчества, изменения, касающиеся автогражданки, во многом упростили жизнь водителей. Трактовка закона о страховании ОСАГО стала однозначной, исключающей разночтения.
Тем не менее работа над порядком и процедурой автострахования, обеспечением контроля за соблюдением норм продолжается. Вслед за европротоколом и увеличением лимита выплат стартовала кампания по внедрению принципа прямого урегулирования страховых случаев. Если хотите быть в курсе произошедших и готовящихся изменений, вы попали по адресу. На нашем портале — только актуальная информация и свежие новости, которые станут путеводителем для автовладельцев в мире страховых услуг.
СФЕРА ДЕЙСТВИЯ И ОСНОВНЫЕ НОРМЫ ЗАКОНА О СТРАХОВАНИИ ОСАГО В УКРАИНЕ
- Соблюдать данный закон обязаны все владельцы наземных транспортных средств (ТС): мотоциклов и мотороллеров, легковых и грузовых автомобилей, автобусов и прицепов.
- Возмещение, установленное законом об ОСАГО, в Украине составляет 100 тыс. грн на одного пострадавшего за ущерб имуществу и 200 тыс. грн за вред здоровью и жизни. Лимит выплат с применением европротокола — половина страховой суммы при материальном ущербе, то есть 50 тыс. грн. Увеличить покрытие можно, оформив ДГО — полис добровольного страхования гражданско-правовой ответственности.
- ОСАГО не покрывает ущерб имуществу виновника ДТП, но спасает от расходов на ремонт чужих авто, поврежденных по его вине. Страховая компания (СК) возьмет на себя восстановление машины виновника в том случае, если она застрахована по каско. Этот вид автострахования включает ДТП и другие риски, в частности угон.
- Езда без оригинала договора автогражданки уже не грозит эвакуацией авто на штрафплощадку, как это было раньше. Но ответственность за это нарушение значительная — штраф в размере 25–50 НМДГ (необлагаемый минимум доходов граждан равняется 17 грн). В гривневом эквиваленте штрафные санкции составляют 425–850 грн, что в большинстве случаев превышает годовые расходы на страхование. Поэтому водители предпочитают купить полис, чтобы исключить риск дополнительных финансовых потерь.
- Контролируют наличие полиса автогражданки полиция и Государственная пограничная служба. Последняя проверяет страховку, когда авто выезжает за пределы Украины или въезжает на ее территорию. Полицейские имеют право запросить документы и полис ОСАГО, если водитель нарушил правила дорожного движения или при оформлении ДТП. Остановка ТС с целью проверки документов неправомерна.
ПРЯМОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
Система прямого урегулирования страхового случая еще не является обязательной нормой закона о страховании ОСАГО в Украине. Страховщики реализуют ее на добровольных началах. Столь высокая степень свободы обусловлена намерениями регулятора национального страхового рынка опробовать принцип прямого урегулирования в национальных условиях и связать его с действующим законодательством.
Если к недавним изменениям, касающимся внедрения европротокола, водители отнеслись вначале осторожно, то прямое урегулирование восприняли «на ура». Владеющие автопарками предприятия, объявляя тендер, обязательным условием указывают участие потенциального страховщика в системе прямого урегулирования.
Выплаты по таким полисам теперь происходят быстрее, а сумма возмещения стала больше. Водители, оформившие страховку в компаниях — участницах новой системы, убедились в этом уже с первых месяцев ее внедрения.
Нововведение заключается в следующем:
- при наступлении страхового случая (ДТП) выплаты производит страховая виновника либо пострадавшего — на выбор последнего;
- до момента получения возмещения пострадавший вправе изменить решение относительно страховщика-плательщика. Это защищает водителя в том случае, если СК задерживает выплаты.
Прямое урегулирование нивелирует риск затягивания выплат. Каждый страховщик заинтересован в том, чтобы сохранить клиента. Поэтому он стремится возместить ущерб как можно быстрее, чтобы страхователь оформил полис на новый срок, а не ушел в другую СК.
С внедрением прямого возмещения автовладельцам стало проще выбирать страховую компанию. Ведь участие в Соглашении о прямом урегулировании — показатель стабильного состояния и значительного запаса финансовой прочности, а значит и гарантия скорых выплат.
Страховой полис от компании, участвующей в системе прямого урегулирования, еще не означает что этот принцип сработает в случае ДТП. Для этого должны существовать следующие условия:
- контактная авария (со столкновением);
- число попавших в ДТП авто — 2;
- оба ТС застрахованы в компаниях, придерживающихся принципа прямого урегулирования.
Если эти требования выполняются, пострадавшая сторона вправе выбирать, в какую СК обращаться за выплатами. Компания пострадавшего после возмещения ущерба выставит требование компенсировать сумму выплат страховщику виновника ДТП. Реестр встречных требований по прямому урегулированию между страховщиками формируется ежемесячно. Расчеты осуществляются через специальный расчетный центр МТСБУ и контролируются им.
В отличие от автовладельцев, страховым компаниям нововведение принесло не только плюсы. Региональные страховые компании опасаются роста статьи расходов вследствие увеличения сумм выплат, что грозит убытками. Существует риск задержки компенсации между участниками системы, если страховая пострадавшего возмещает ущерб своему клиенту, а страховая виновника не спешит компенсировать эти расходы. Ускорить взаиморасчеты должен гарантийный фонд в размере 50 % от среднемесячной суммы выплат.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ: КАКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ОСАГО ОЖИДАТЬ
Быстрых поправок в закон по ОСАГО, обязывающих всех страховщиков присоединиться к системе прямого урегулирования, ожидать не стоит. Список страховых компаний, заявивших о желании работать по новым правилам, не пополняется. Такую систему поддерживают самые стабильные участники страхового рынка.
Полиция намерена ужесточить контроль за оформлением водителями автогражданки. Скорее всего, в новом законе о страховании ОСАГО мы увидим нормы, регламентирующие дистанционную проверку полисов с помощью установленных на дорогах видеокамер. Они будут считывать номера проезжающих машин и проверять их по единому реестру ОСАГО. В случае выявления незастрахованных ТС штрафы будут начисляться автоматически. Причем не единожды, а каждый раз, когда машина попадет в поле видимости камеры.