Редакция сервиса Oh.ua попыталась разобраться как получить выплату в случае, когда в ДТП виноваты «дорожники», они же дорожные службы.
Дороги, по которым приятно ездить, в Украине можно пересчитать по пальцам. По большей части этот процесс скорее напоминает экстремальное ралли по бездорожью с внезапными препятствиями в виде не соблюдающих правила дорожного движения водителей и пешеходов.
Состояние дорожно-транспортного полотна в нашей стране очень часто становится причиной дорожно-транспортных происшествий. И если в случае, когда ДТП произошло с участием и по вине другого автомобиля или пешеходов, большинство водителей знают, как поступать, то, что делать, когда причиной дорожно-транспортного происшествия стала сама дорога, знают немногие. Вопрос этот является особенно актуальным при установлении виновника происшествия для выплаты по ОСАГО. Ведь одно дело, если водитель не справился с управлением и совершенно другое – если он был вынужден при неработающем светофоре по льду объезжать яму, напоминающую кратер после падения астероида больше напоминающую кратер и автомобиль вынесло на встречную полосу. В этой статье вы найдете практические рекомендации о том, как действовать, когда причиной ДТП стало плохое состояние дорожного полотна и юридический анализ такого происшествия.
В первую очередь следует знать, что существующее законодательство предполагает и определяет лиц, ответственных за поддержание дорог в достойном состоянии. Согласно п. 4 ст. 9 Закона Украины «О дорожном движении» собственники автомобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов или уполномоченные ими органы в сфере дорожного движения несут ответственность за неудовлетворительное состояние дорожно-транспортного покрытия. В зону их ответственности входит и компенсация затрат владельцев транспортных средств, понесенных в результате ДТП, если оно произошло по причине неудовлетворительного эксплуатационного содержания вышеперечисленных объектов. Решение о такой компенсации выносится судебными органами. Осталось только определить собственника дороги. Здесь, к счастью, нам на помощь приходит Закон Украины «Об автомобильных дорогах». Ст. 5 этого Закона дает определение, что дороги делятся на автомобильные дороги общего пользования, улицы и дороги городов и других населенных пунктов, ведомственные и частные дороги. Главным образом нас интересуют дороги двух первых видов – трассы и городские дороги, поскольку львиная доля дорожно-транспортных происшествий происходит именно на них.
Ответственность за дороги общего пользования лежит на Государственной службе автомобильных дорог Украины. Об этом говорится в п. 3 ст. 13 все того же Закона «Об автомобильных дорогах». Соответственно, именно в компетенцию этой службы входит компенсация убытков в результате ДТП на автомобильных дорогах общего пользования, если ДТП произошло в результате плохого состояния дорожного покрытия.
Дороги и улицы городов и других населенных пунктов входят в зону ответственности органов местного самоуправления и, следовательно, именно местное самоуправление несет ответственность за их состояние и по закону обязано компенсировать убыток по ДТП, если оно произошло по причине неудовлетворительного состояния дорог. Регламентируется это п. 4 ст. 21 Закона «Об автомобильных дорогах». Таким образом, следует помнить, что ответственность за гололед и рытвины на асфальте у вас под домом и на Житомирской трассе лежит на разных органах. В начале всех междугородних трасс есть информационные стенды, на которых указано, в чьей именно компетенции находится данный участок дороги.
Далее, существуют нормы и стандарты содержания автомобильных дорог. Ответственность за их нарушение и непринятие мер по своевременному оповещению, запрещению или ограничению движения при проведении ремонтных работ регламентируется ст. 140 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Первые 3 части данной статьи конкретизируют, что именно является нарушением указанных норм и стандартов, в то время как часть 4 посвящена ситуациям, когда в результате несоблюдения норм была создана аварийная обстановка или был поврежден автомобиль. И именно благодаря 4 части возможны дальнейшие судебные разбирательства относительно того, кто же на самом деле несет ответственность за ДТП или создание аварийной обстановки.
Теперь же рассмотрим, какие действия необходимо предпринять для того, чтобы доказать, что ДТП произошло из-за плохого состояния дороги. В качестве примера рассмотрим ситуацию, где автомобиль попадает в яму. Не забывайте, что по Автогражданке, вне зависимости от того, виноваты вы, или состояние дороги, компенсацию за понесенный ущерб от страховой компании вы не получите. В данном случае полис ОСАГО вам пригодится для того, чтобы вам из своего кармана не пришлось возмещать ущерб, причиненный окружающим.
1. Что следует сделать на месте ДТП до приезда полиции
Итак, если вы попали в ДТП по причине неудовлетворительного состояния дороги (а это подразумевает и выбоины, и ямы, и бугры, и неубранный снег или гололед), вам необходимо безотлагательно совершить следующее:
Во-первых, в соответствии с п. 9.10 Правил дорожного движения, включить «аварийку» и выставить знак аварийной остановки. Далее, согласно п. 2.10 ПДД – сообщить о происшествии в полицию.
Во-вторых, вам нужны свидетели. Обратитесь к очевидцам происшествия, попросите их остаться до приезда полиции, для того, чтобы дать показания. Если у них нет возможности остаться – обязательно возьмите их контактные данные. Впоследствии эти люди смогут подтвердить фактические обстоятельства происшествия в суде, подкрепив вашу версию. Естественно, изменять местоположение автомобиля, осколков и иных имеющих отношение к аварии предметов ни в коем случае нельзя.
В-третьих, озаботьтесь тем, чтобы самостоятельно сделать фотоснимки места аварии. Отнеситесь к этому процессу максимально ответственно. Обязательно сделайте фото, отображающее местоположение автомобиля на дороге и общий снимок, позволяющий определить место аварии. При этом желательно, чтобы в кадр попали всевозможные ориентиры, позволяющие с максимальной точностью идентифицировать место происшествия. Например, табличка с номером дома, указатели и т.д. Также на фотографиях должно быть видно само дорожное покрытие и, в частности яма или иной объект, ставшие причиной аварии. В идеале на фотографии рядом с ямой можно поместить какой-то предмет для соизмерения масштаба – сигаретную пачку или бутылку воды, например. Это поможет объективно оценить и описать размеры ямы в дальнейшем, для того, чтобы не приходилось полагаться только на собственный талант рассказчика.
И не забудьте сообщить в страховую компанию о произошедшем ДТП. В первую очередь это может пригодится в том, случае, если в результате ДТП есть пострадавшие, или были задеты другие автомобили – по условиям полиса Автогражданки ваша страховая компания компенсирует ущерб пострадавшим.
2. Что происходит после приезда полиции
Здесь очень важно добиться того, чтобы сотрудники полиции признали и зафиксировали проблему с дорожным покрытием. Еще совсем недавно сотрудники ГАИ в подавляющем большинстве случаев списывали всю вину на водителя. На сегодняшний день подобный вариант также не исключен, т.к. сотрудники полиции всегда могут сослаться на п. 12.1 и п. 12.3 ПДР Украины. Согласно п. 12.1 водитель при выборе скорости должен учитывать дорожную обстановку и состояние автомобиля, чтобы иметь возможность безопасно им управлять и контролировать. П. 12.3 гласит, что в случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно снизить скорость вплоть до полной остановки движения или безопасного объезда препятствия.
Исходя из вышеописанного, водитель сам виноват в сложившейся ситуации, так как не справился с управлением, передвигаясь на небезопасной скорости, и вовремя не заметил препятствие. Для того, чтобы доказать свою правоту, необходимо привести максимум аргументов, что объективно не было возможности вовремя выявить препятствие, а передвижение проходило в пределах установленной скорости.
Перейдем к составлению протокола. В такой ситуации необходимо настаивать на составлении протокола по уже упоминавшейся ранее статье 140 КУоАП, где ответственность за ДТП возлагается на сотрудников органа, ответственного за содержание дороги. Укажите полицейским на состояние дороги, подробно опишите обстоятельства ДТП. При наличии очевидцев происшествия – попросите их дать пояснения – они подтвердят вашу версию. Далее проследите, чтобы в составленной полицейскими схеме ДТП, помимо расположения авто с привязкой к местности, было обозначено и описано расположение повреждения дорожного покрытия. Настаивайте на проведении фотосъемки и составлении акта обследования интересующего участка дороги с соответствующей схемой и замерами. Учтите, что при составлении такого акта должен присутствовать представитель органа, отвечающего за содержание данного участка дороги.
Не отказывайтесь ставить подписи на протоколах и актах. Свою невиновность вы этим не докажете, но лишите себя возможности добавить к протоколу свои письменные комментарии и замечания, указать свидетелей и сообщить о самостоятельно проведенной предварительной фотосъемке. Даже если протокол составлен по статьям, инкриминирующим вину водителю транспортного средства, его все равно следует подписать и добавить свои замечания. Кстати, в этом случае вы можете настаивать на составлении второго протокола, касающегося состояния дороги. Тогда у вас будет больше шансов оспорить первый протокол. Не забудьте сохранить себе данные понятых, которые подпишут протоколы.
Не забывайте, что, так как вы сообщили о страховом случае в страховую компанию, в которой вы застрахованы по Автогражданке, вам нужно будет сообщить все детали ДТП сотрудникам страховой. В данном случае они однозначно выступят на вашей стороне, так это даст возможность страховой минимизировать свой убыток, доказав виновность органов, ответственных за дорогу и, следовательно, за происшествие.
3. Подготовка к суду.
Следующим шагом, уже после того, как вы покинули место ДТП, будет о проведение экспертизы повреждений авто. Проводить экспертизу придется за свой счет, но при удачном раскладе вы сможете в судебном порядке взыскать эту сумму с собственника дороги, равно как и стоимость ремонта автомобиля. Кстати, вы можете его отремонтировать до суда, но все повреждения должны быть тщательно зафиксированы. Не забудьте сохранить чеки – все ваши расходы, связанные с ДТП, должны быть подтверждены.
Выясните в полиции или в органах местного самоуправления реквизиты собственника дороги. Именно к нему вы будете подавать гражданский иск. При себе вам необходимо будет иметь копии протоколов и актов, копию решения по делу об административном нарушении, акт экспертизы и документальные подтверждения понесенных расходов.
4. Суд
Вас ожидает два судебных процесса. Итогом первого будет вынесение решения по административному правонарушению, то есть – определение виновника ДТП. Здесь водитель является свидетелем, без претензий на материальную компенсацию. После того, как суд признает вину сотрудника органа, ответственного за интересующий участок дороги, вы переходите к следующему судебному процессу.
Вы подаете гражданский иск на организацию, ответственную за состояние дороги, о компенсации понесенного ущерба. Судебный процесс может быть достаточно длительным и в данном случае вам не помешает квалифицированный юрист, который будет представлять ваши интересы. И помните, что в случае, если кроме вас в результате этого ДТП есть и другие пострадавшие, то на вашей стороне будет выступать и страховая компания, в ко торой у вас оформлен полис ОСАГО, так как доказав в суде вину организации, в чьей компетенции находится содержании дороги в надлежащем состоянии, страховая минимизирует свои расходы.
Надеюсь мы помогли вам понять, что делать при таких неприятных ситуациях и какие действия предпринимать в случае с «дорожниками».