Закон об ОСАГО гарантирует возмещение убытков людям, пострадавшим в ДТП по вине других водителей. Но на практике система дает сбои. Страховые иногда затягивают с выплатами больше 90 дней, уменьшают их суммы или вовсе отказываются платить. Если водитель не согласен с решением страховщика, у него возникает вопрос «кому и как жаловаться на страховую компанию?».
Жалобы друзьям на Facebook или коллегам в офисе не принесут пострадавшему пользы. Юристы рекомендуют водителям сначала оценить ситуацию с правовой точки зрения и ознакомиться с Законом об ОСАГО. Его текст легко найти в интернете по запросу «закон об осаго». В 37-й статье украинские законодатели указали причины, по которым СК могут не выплачивать компенсации пострадавшим в ДТП. Водителю следует убедиться, что его случай не подпадает под условия из 37-ой статьи закона.
К примеру, страховая в праве отказать в выплате человеку, если он подал заявление о возмещении с опозданием. На это отводится 1 год, если в ДТП поврежден только транспорт, и 3 года, если вред причинен здоровью одного или нескольких потерпевших. Водитель не успел вовремя заняться решением вопроса? Получается, что он дал повод СК не платить ему компенсацию.
Если страховая компания отказа в выплате
Впрочем, подобные ситуации случаются редко. Страховщики по другим причинам вызывают нарекания автовладельцев. Зачастую либо у компании скверный подход к обслуживанию людей, либо фирме не хватает средств им на выплаты. В таких случаях пострадавшему надо отправить жалобу на СК в государственные органы, связанные со страховым рынком: Государственную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) или МТСБУ. Как правило, граждане отправляют просьбу о помощи в Нацкомфинуслуг. Эксперты этой организации ежемесячно получают около 250-300 жалоб украинцев на страховщиков.
В вышеуказанной организации человек может получить бланк для подачи жалобы. В этом заявлении водителю следует описать страховой случай, указать сумму ущерба, пояснить претензии к СК, привести данные о страховщике, пострадавших и виновнике ДТП. К этому заявлению в орган власти надо приложить сопутствующие документы. Например, если страховщик занижает сумму выплаты, не обойтись без копии заключения независимой экспертизы об ущербе машине в ДТП.
Чиновники обязаны сообщить страховщику о жалобе и разобраться в ситуации. Когда они не выявляют нарушения со стороны страховщика, водитель получает вежливый отказ. Когда чиновники видят, что страховщик недобросовестно отнесся к пострадавшему, они предписывают СК выполнять свои обязанности. В любом случае заявитель должен получить ответ от организации за 30 дней.
Копию жалобы водителю разумно отправить в страховую компанию. Тогда ее сотрудники увидят, что человек не собирается покорно ждать милости с их стороны. Некоторые истории решаются в пользу клиентов уже на этом этапе. А если СК не будет выполнять постановление регулятора или он не увидит нарушений? Тогда человеку придется смириться с ситуацией или судиться с компанией. Для этого подается письменный иск в суд по месту регистрации ответчика (в данном случае — это юридический адрес компании).
Граждане скептически относятся к справедливости нашего правосудия. Хотя когда клиент прав и хорошо подготовится к рассмотрению дела — у него есть шансы на победу. Правда, подготовиться к этому сложнее, чем писать жалобу для досудебного урегулирования. Если суд встанет на сторону человека, то он получит желаемое. Если и решение суда не удовлетворит пострадавшего, то он может подать апелляцию. Пожалуй, это последний шаг для пострадавшего. На него решаются не все люди из-за нехватки времени. Однако так устроена система ОСАГО, нравиться нам это или нет.