На первый взгляд, кажется — автогражданка на автомобиль страхует и прицеп. Ведь водитель управляет машиной, а не прицепом. У него нет двигателя и он применяется для перевозки грузов исключительно вместе с автомобилем. По этому поводу водители дискутируют на форумах, в комментариях к статьям и социальных сетях. Сомнения развеет Закон №1961 — прицепы для легковых и грузовых автомобилей считаются транспортными средствами. Поэтому на автоприцепы оформляется дополнительная автоцивилка.
В интернете вы найдете много историй о том, как прицеп «участвует» в авариях. Например, во время движения прицеп может внезапно отсоединиться от автомобиля и столкнуться с другой машиной. Если водитель следит за техническим состоянием своего транспорта и не нарушает правила, он все равно может попасть в ДТП. Мы нашли реальную историю, в которой пьяный водитель вылетел на встречную полосу движения и ударил автомобиль с прицепом. К сожалению, этим все не ограничилось — прицеп зацепил иномарку, проезжавшую рядом. Если бы водителя на авто с прицепом признали «соучастником» в этом ДТП, то ущерб потерпевшему от удара прицепом компенсировал полис автогражданки.
Представим ситуацию, что водитель на машине с прицепом спровоцировал или попал в ДТП. В таком случае он, скорее всего, причинит вред здоровью других людей и/или автомобилям. Если вред пострадавшему или его транспорту причинит столкновение с прицепом, то компенсация ущерба будет выполнена по страховке ОСАГО прицепа.
Водители с многолетним опытом и профессиональной эрудицией знают, что прицепы отличаются предназначением и конструкцией. Владельцы легковых автомобилей используют одноосные или двухосные прицепы с низкими бортами. Водители называют подобные прицепы легковыми. Потому что, они рассчитаны на перевозку относительно компактных и легких грузов (обычно 750-1500 кг).
С грузовыми автомобилями перевозчики используют прицепы с другой конструкцией. Например, прицепы-роспуски лишены бортов и служат для перевозки длинных предметов: труб, столбов, бревен и т. п. При оформлении автогражданки водитель указывает тип прицепа — модель для легкового или грузового автомобиля. Тип прицепа влияет на стоимость полиса.
По статистике, основной источник угрозы на дорогах — автомобиль, а не прицеп. Страховщики в своей работе учитывают статистику аварий. Поэтому страховка прицепа доступнее, чем у «железного коня». В 2016 году полис ОСАГО для легкового автомобиля с двигателем объемом 1600-2000 куб. см. обойдется киевскому водителю примерно в 1000 грн. В тех же условиях страховка на год для легкового прицепа стоит около 300 грн, а для грузового — более 400.
У некоторых моделей для легковых автомобилей есть дополнительное оборудование. Бортовые сетки пригодятся для перевозки объемных вещей, а непромокаемый тент защитит груз от дождя и грязи. Стоимость полиса автоцивилки не зависит от таких «бонусов». Ведь риск попасть в аварию почти не зависит от высоты бортиков кузова и наличия тента.
Сумма выплат за ущерб имуществу по ОСАГО — 100 тыс. грн, а за вред здоровью – 200 тыс. грн на одного человека. Как показывает практика, таких денег зачастую хватает для расчета с пострадавшими в авариях, когда «виноват» прицеп для легковых автомобилей. Ведь такие происшествия менее опасны, чем столкновения двух машин или автомобиля с прицепом для грузовика. Водителям надо аккуратно водит машину — с прицепом или без него. Ведь автоцивилка не покроет им ущерб собственного транспорта.