1. Актуальная лицензия
2014 и 2015 годы запомнились водителям подорожанием страховок и ростом количества аварий. Не все из них знают, что более 20 украинских страховых компаний за это время утратили лицензии для оформления автоцивилки. У некоторых компаний действие лицензий приостановлено или в них введена временная администрация. По данным нашего моторного бюро, в 2016 году только 57 компаний легально продают полисы ОСАГО. Водителям следует убедиться, что страховая компания входит в эту когорту — владеет действующей лицензией на оформление автогражданки.
2. Разумная ценовая политика
Стоимость полисов ОСАГО находится примерно на одном уровне у большинства страховых компаний. Потому что рассчитывается по общепринятой формуле, учитывающей тип ТС, место его регистрации и другие условия страхования. Однако некоторые СК продают полисы по заниженным ценам. Этим они привлекают клиентов, для которых главный критерий в выборе полиса ОСАГО — низкая цена.
Показательно, что часть страховщиков, которые действовали таким образом, утратили лицензию. Сначала они ведут не грамотную ценовую политику, а потом им не хватает финансов на выплаты. Это особенно проявилось в сложной экономической ситуации 2014-16 годов.
Напрашивается вывод — не стоит обращаться в компанию за полисом автоцивилки только из-за его низкой стоимости. С помощью калькулятора ОСАГО в интернете прогрессивные водители сравнивают стоимость автогражданки у разных СК. Прагматичные люди отсеивают компании, которые явно демпингуют на обязательном автостраховании. На нашем рынке много предложений от надежных компаний, а разница в стоимости полиса не велика.
3. Уровень и скорость выплат
В Сети опытные автовладельцы находят данные о том, как страховые компании собирают премии и выплачивают компенсации. Сбалансированный показатель по уровню выплат для компаний, специализирующихся на страховании транспорта и ответственности его владельцев, — 20-60%. Компании с такими показателями выполняют обязательства перед клиентами, грамотно планируют работу, устанавливают адекватные цены на страховки.
Водители знают о двух главных сложностях со страхованием ответственности: 1) полис не всегда на 100% покрывает ущерб потерпевшему, 2) компании затягивают с выплатами. Суммы выплат устанавливают государственные регуляторы и страховщики на это не влияют. А скорость выплат отражает качество сервиса СК и ее финансовую стабильность.
Некоторые компании не спешат выплачивать компенсации потерпевшим в ДТП. Срок выплат в некоторых страховых случаях превышает год вместо положенных по Закону об ОСАГО 90 дней. Насколько это критично для водителя, если выплату по автоцивилке будет получать не он, а другой человек? Все водители должны быть заинтересованы в нормальной работе системы обязательного страхования ответственности. Каждый из них может стать попасть в аварию и потребовать финансовой поддержки.
4. Репутация у автолюбителей
Принцип сарафанного радио получил «второе дыхание» в эпоху социальных сетей. Автовладельцы при выборе страховой компании учитывают отзывы своих приятелей и даже незнакомых людей. В их комментариях водители находят ответы на животрепещущие вопросы. Например, «Как быстро компания выплачивает компенсации?» и «Сколько стоит езда без ОСАГО?». Также они обращают внимание на информацию на истории о продаже поддельных полисов, чтобы самому не встретить мошенников.
В интернете — много заказных отзывов. Так что стоит доверять тем, кого знаешь или людям, чьи комментарии внушают доверие. К таким относятся истории, описывающие событие с подробностями: что, где и как произошло. Видите, что люди в отзывах хвалят или ругают компанию без убедительных аргументов? Считайте, такие отзывы бесполезными, и ищите те, которые содержат точную информацию.
5. Оценки экспертов и прессы
К экспертам тоже стоит прислушаться. МТСБУ и деловая пресса регулярно составляют рейтинги страховых компаний. В них они не выражают субъективное мнение о надежности компаний. Рейтинги рассчитываются экспертами и журналистами с учетом экономических показателей и отчетности компаний. Когда компания лидирует в таких рейтингах, это сигнал для водителя о верности выбора автоцивилки.
Многие водители оформляют ОСАГО в одной страховой компании по привычке или ориентируются на стоимость полиса. Однако после 2014 года им следует уделять внимание оценке компании: ее надежности, репутации, финансовым показателям. Возможно, пришло время найти другую СК? Водители с полисами надежных компаний чувствуют себя более защищено в пути, а при страховом случае к ним не будет претензий у пострадавших. Все в выигрыше.