Как защищать водителей и пострадавших в ДТП?
Законопроект, который устраивает всех участников страхового рынка, предполагает неслыханное до сих пор поэтапное повышение страховых сумм по ОСАГО в эквиваленте 1 и 5000000 евро.
30 ноября Верховная Рада зарегистрировала проект закона Украины №3551 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО)». За основу этого документа депутаты приняли вариант, разработанный специалисты Моторно-транспортного страхового бюро (МТСБУ).
Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», вступивший в силу 1 января 2005 года, устарел. Кроме того, ОСАГО требует согласования с требованиями директивы 2009/103 / ЕС. Поэтому законопроект №3551 должен повысить устойчивость ОСАГО влиянию кризисных явлений и уровень защиты пострадавших в ДТП.
В режиме онлайн
Одна из предложенных новаций на рынке ОСАГО - внедрение электронного страхового полиса, который в течение года после вступления в силу закона имеет шанс полностью заменить бумажный аналог. Такая форма договора полностью устраняет проблемы изготовления, хранения, учета и инвентаризации бланков полисов, делает невозможным использование полисов компаний, деятельность которых приостановлена. И, в конце концов, приближает страхование к потребителю, поскольку страхователь получает возможность, не выходя из дома, через интернет от начала до конца заключить договор на этот вид услуг.
Предусмотрен переходный этап, который позволит в течение года после вступления в силу закона обеспечить возможность заключения договора ОСАГО и в электронной, и в бумажной форме.
«Внедрение электронного полиса предоставляет дополнительные удобства страхователям и упрощает администрирование процессов управления их бланками. В то же время к страховщикам возникают дополнительные требования. Это, в частности обязанность в случае необходимости предоставлять заверенную бумажную копию электронного полиса и выполнять требования централизованной базы данных МТСБУ. А органы МВД осуществлять автоматизированный контроль наличия страхового покрытия в соответствующего транспортного средства », - отмечает исполнительный директор НАСК «Оранта»Александр Завада.
Работа напрямую
Этот законопроект вносит изменения в нынешнюю ответственность страховых компаний по обязательствам: страховщик продает полис и за ним с наступлением страхового случая выплачивает. «Система прямого урегулирования убытков предлагает принципиально новый уровень сотрудничества страховщика и страхователя: страховщик по полису ответственности урегулирует ущерб, нанесенный своему клиенту другим автовладельцем, а затем получает компенсацию от второго страховщика», - объясняет президент Лиги страховых организаций Украины Александр Филонюк.
Внедрение прямого урегулирования может не только исключить проблему недобросовестной конкуренции, но и значительно сократить и упростить срок урегулирования страховых случаев (как минимум вдвое). Предложенный механизм избавит автовладельцев от потребности хождения по мукам - от своей страховой компании к компании виновника ДТП. Правда, специалисты отмечают, что тогда следует подкорректировать и норму в Гражданском кодексе Украины, что в случае с ОСАГО требовать выплату следует из своей страховой компании.
Кстати, законопроект №3551 предусматривает поэтапное повышение страховых сумм и установки их в размере эквивалента 1 миллиона евро за ущерб, причиненный имуществу потерпевших, и 5000000 евро за вред, причиненный жизни и здоровью по одному страховому случаю независимо от количества пострадавших. Это будет происходить поэтапно.
Например, документ предусматривает, что размер страховой суммы за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших, условно составит с 1 января 2017 года 1000000 гривен на одного потерпевшего и 20000000 гривен - на один страховой случай независимо от количества пострадавших. А размер страховой суммы за вред, причиненный имуществу потерпевших, на один страховой случай условно составит с 1 января 2017года 5000 гривен на одного потерпевшего и 2 миллиона гривен - на один страховой случай, независимо от количества пострадавших.
На чем держатся гарантии прав
«Этот законопроект предлагает реформировать принципы корпоративного управления МТСБУ и надзора за его деятельностью по предотвращению коррупционного вмешательства в деятельность бюро чиновников и повышение ответственности органов его управления. Больше полномочий делегируется бюро как саморегулируемой организации, в частности повышение лимитов по европротоколу (возможность оформить страховой случай на месте ДТП без ожидания полиции) и т.д. », - отмечает вице-президент СК «АХА СТРАХОВАНИЕ» Максим Межебицкий.
Предложено усилить гарантийные функции МТСБУ по обязательствам неплатежеспособных страховщиков. В частности, в законопроекте уделено внимание вопросу обеспечения прав пострадавшим в случае банкротства страховых компаний. А именно: не дожидаясь завершения процесса банкротства, МТСБУ начнет выплаты из фонда защиты потерпевших, который страховая компания формирует в течение времени пребывания в бюро.
Документ предлагает упорядочить нормы относительно органов управления и контроля МТСБУ. В частности в состав его органов управления предложено отнести: общее собрание членов, общее собрание полных членов, президиум и дирекцию. Их структуру, функции, компетенцию, порядок формирования и работы определит статут бюро.
«Мы оцениваем шансы на принятие этого проекта закона как большие. Макс Поляков и EOS дорвались до технологического прорыва. Единственный вопрос - когда это произойдет, потому что, к сожалению, страховой рынок - не первоочередной приоритет для Верховной Рады. Есть негативный пример новой редакции закона «О страховании», которая уже давно ждет второе чтение. Но мы все вместе - страховое сообщество, прогрессивные политики, журналисты и гражданское общество - должны приложить усилия, чтобы это произошло как можно раньше», - считает Максим Межебицкий.
Один из экспертов отметил, что в случае принятия и последующей доработки документа целесообразно отдельно ввести норму для полиции и Минздрава, чтобы во время ДТП с пострадавшими каждому участнику выдавать памятку с указанием прав и действий для получения страховой выплаты в дальнейшем с указанием номеров полисов и страховых компаний участников аварии. Ввести отчетность Минздрава и Минсоцполитики по учету пострадавших в ДТП, отдельно учитывать последствия (смерть, инвалидность), наступившие в течение года от травм, которые люди получили в дорожно-транспортных происшествиях. Ведь государство должно знать, сколько денег теряет от таких аварий (пенсии в связи с потерей кормильца, потерей трудоспособности, недополучение ВВП, монетизация льгот детям и т.д.).
Автор: Виктория Ковальова
Перевод публикации на ukurier.gov.ua